Что получилось из разрекламированного проекта издания первой книги под простым русским названием «Маруся». Осторожно - не взорвите себе мозг! Слово Big Muzz:
Проект «Этногенез», задуманный издательством «Популярная литература», не имеет в России аналогов. Шутка ли — выпустить двенадцать серий по несколько книг в каждой, действие которых разворачивается на протяжении 200 миллионов лет! И каждый цикл, каждый новый роман будет раскрывать только маленький кусочек одной большой тайны. Судить о перспективах проекта в целом пока рано, а вот на первую его книгу пристальное внимание обратить просто придётся, ведь столь навязчивой рекламы не было уже давно.
В начале романа читателя постепенно знакомят с героиней и с изменениями, которые успели произойти в мире (на дворе 2020 год). Как и в цикле об Алисе Селезнёвой, с которым так любят «Марусю» сравнивать, ничего существенного за это время не случилось — всё та же страна, примерно тот же образ жизни. И также как в книгах Булычёва, все технические новации уже являются настолько привычными, что на них не обращают внимание — антиадреналиновый пластырь, персональные жетоны, множество других мелочей, которые просто упоминаются для лучшего «погружения», но не влияют на развитие сюжета.
С первой же главы вокруг четырнадцатилетней Маруси начинают происходить необъяснимые явления. Поначалу её ошибочно обвиняют в убийстве, и папе-дипломату приходится спасать Марусю от тюрьмы. После чего в своей сумочке девочка обнаруживает металлическую фигурку ящерки, которой там раньше не было. Затем папа отправляет Марусю практиковаться в летний научный лагерь, но по дороге туда она попадает в аварию... Динамика событий увеличивается, происходящее интригует всё сильнее, напряжение растёт. А потом — бах! И мыльный пузырь лопается. Всё происходящее в итоге свелось к очередным «людям Икс», чьи сверхспособности дарованы фигурками вроде марусиной ящерки. И, естественно, что за подобными артефактами ведётся охота...
«Маруся» — отличный пример окололитературного «товара». Рассчитанная на подростков книга поражает своей бессмысленностью в самых худших традициях американских блокбастеров. «Киношный» сюжет не подчиняется логике, здравый смысл отдыхает, а психология персонажей, в особенности самой Маруси, находится на уровне героев комиксов для младшего возраста. Показателен момент, когда героиня, которая чуть не утонула в душе, засыпает, а на утро её беспокоит только то, что она была голой в момент спасения. Даже оригинальная идея сделать Марусю бессмертной испорчена её реализацией. Потому что героине всё равно. Да, Маруся бессмертна, но на её поступках, на её восприятии мира это никак не сказывается. Она даже не удивляется произошедшим с ней изменениям. Видимо, авторы считают, что подобное равнодушие типично для современных подростков.
С первых страниц романа идёт откровенное заигрывание с потенциальным читателем. Главную героиню авторы упорно «усредняют» — чтобы любому легко было с ней ассоциироваться? Причем на первую треть книги приходится львиная доля фразочек, после которых подростки просто обязаны полюбить роман — «больше всего на свете она не любила учиться», «родительская любовь — это такая любовь, которая кажется наказанием», «соседка... как и все учителя ... ненавидела детей» и т.д. и т.п. Вдобавок до максимума упрощен язык и, временами, совершенно не к месту используется подростковый сленг. Всё вместе это выглядит крайне фальшиво. А чтобы читатель, не дай бог, не стал задумываться, а стоит ли покупать продолжение, «хранители идеи проекта» на последних страницах «Маруси» задают наводящие вопросы и сами на них же отвечают. Вдруг читатель не заметил какого-то поворота сюжета, пропустил закрученную интригу, чего-то недопонял? Надо ему всё разжевать, ткнуть носом в тайну, которая ещё не раскрыта, и тогда он обязательно придёт в магазин за вторым томом.
Такое отношение к читателю прямо противоположно подходу мастеров подростковой фантастики, но, как ни печально, наверняка очень выгодно в плане зарабатывания денег. «Маруся» не рассчитана на любителей чтения со стажем. Она для той части «поколения Next», у которой слова «читать» и «скучно» — синонимы, а из всех искусств важнейшее — компьютерные игры. А потому — долой познавательность, ведь наши дети не хотят учиться! Долой моральные сомнения — ведь цель оправдывает средства («Я же никого не убила...» — «Зато отняла обманом!» — «Так было нужно»)! Для такого читателя важнее всего быстрая смена кадров и яркая картинка, а остальное — от лукавого.
Итог: книгу прекрасно характеризует рекламное предложение на обложке — «дышите глубже и запасайтесь попкорном!». Параллель прямая — «Маруся», как «Дом-2», «Самое лучшее кино» и прочие подобные проекты — это квинтэссенция развлечений. Чистая коммерция, никакой литературы.
Читала я как-то советы для литераторов, которые хотят написать бестселлер. Американские советы. Так вот там написано. Возьми бестселлер прошлых лет. "Перечитай" его на свой манер. Люди всегда были и всегда будут одинаковыми. Можешь быть уверен, что идея, которая однажды была бестселлером, им же и останется.
ReplyDeleteПо твоему пересказу похоже, что это именно тот случай.