Фильм Агора или суть христианства

В 2009 году была экранизирована история о Гипатии Александрийской. История её жизни и смерти была известна и раньше. Но не всем. В духовных семинариях такие истории не учат, это понятно. Но и большинство людей знакомятся с историей по художественным фильмам. Художественный фильм он на то и художественный что отражает взгляд его авторов, а не голую историческую правду. В этом фильме, конечно, кто что приукрашено, кое что восстановлено, но факты не искажены. А главное это передана атмосфера в которой жили люди в то время. Кто не видел фильм - посмотрите, а потом скажите: живи вы в то время стали бы вы христианами?

Не следует думать, что христианство на протяжении своей двухтысячелетней истории это одна и та же религия. Меняются не только люди исповедующие религию, но и сами религиозные догмы. Это можно проследить, если посмотреть на историю религии не предвзято. Но серди всего этого хочется выяснить главное: каким христианство было изначально? Какова была эта новая тогда ещё вера? До наслоения мифов, дополнения учениями отцов церкви и редакции Вселенских соборов.

События, показанные в этом фильме одни из самых ранних свидетельств о христианской церкви. Именно церкви, которой присущи иерархи и организация. Изначально ничего подобного не было. Первые христиане составляли небольшие общины, несколько семей, которые верили, совершали ритуалы, и ждали Пришествия Христа. Во времена Гипатии видно, что церковь это не мелкие разобщённые группы верующих, а грозная политическая сила, способная уничтожить культуру, науку, экономику, другую религию. Такой ли свою религию хотел видеть Христос?

Если Христос хотел совсем другого, то как получилось, что христианство стало таким?

А может быть христианство изначально была антисоциальная, антигосударственная религия. В том месте где жил Иисус в то время была одна идея: освободиться от власти Рима. Не было ли христианство задумано как расширение этой идеи на все народы: освободиться не от Рима, а вообще от всякого угнетения и власти над собой? Первые конфликты христиан с властью были вызваны тем, что христиане не хотели присягать императорам, которые по традиции почитались в Риме наравне с богами. И люди были готовы идти на страшную смерть, чем изменить своей вере. К слову, сравните образ среднего христианина современности. Его можно охарактеризовать одним словом: приспособленец. Даже отцы церкви предпочитали приспособиться к власти, чем с честью и святостью умереть за веру. Как было и в Германии при нацистах, и в России при большевиках. Но вот во времена Гипатии христиане были готовы умереть за веру. И не только умереть, но и убить.

Гипатия оказалась трижды врагом христианской церкви: как представитель иной веры, как учёный и как независимая женщина. В её образе соединились характерные отношения христианской церкви, которые, как видно, возникли в то время и сохранялись на протяжении веков. Иноверцы были врагами, это никто не отрицает. Против них устраивались военные походы, и просветительские миссии. Но самыми заклятыми врагами христиан были христиане. Но другой конфессии. Отношение церкви к науке стало стереотипом благодаря Галилею и Джордано Бруно. Хотя там не всё так просто. Там кроме науки были и политические факторы. Впрочем как и в случае с Гипатией. Не менее известно и отношение церкви к независимым, умным, женщинам, которые назывались не иначе как ведьмы. Эта тражиция ижёт от учеников Христа, евангелистов.

Я не богослов, и Дева Мария не являлась мне с откровениями, но мне кажется, что Христос хотел видеть своих последователей, христиан, совсем другими.

Related Posts with Thumbnails